День Конституции Казахстана: изменения в Парламентской Системе

Конституция Казахстана, как основной закон страны, всегда отражала стремление к прогрессивным преобразованиям и укреплению демократических институтов. В 2022 году в Казахстане были внесены значительные поправки в Конституцию, которые кардинально изменили парламентскую систему страны, что стало важным шагом на пути к построению более справедливого и прозрачного государства.

Особое внимание заслуживают изменения в системе выборов депутатов Мажилиса. Сокращено общее количество депутатов с 107 до 98 человек, что сделало парламент более компактным и эффективным. Введена новая смешанная избирательная система: теперь 70% депутатов избираются по партийным спискам, а 30% — по одномандатным территориальным округам. Это изменение позволяет не только представлять интересы крупных политических партий, но и обеспечивать голос представителям различных регионов и социальных групп.

Важно отметить, что депутаты, избранные по мажоритарной системе, могут быть отозваны своими избирателями в случае, если их работа не удовлетворяет ожиданиям граждан. Это нововведение усиливает ответственность депутатов перед своими избирателями и делает их работу более прозрачной и ориентированной на реальные потребности населения.

Изменения также касаются Сената, верхней палаты Парламента, где была уменьшена президентская квота на назначение сенаторов с 15 до 10 человек, а также усилена их подотчетность гражданам. Это способствует демократизации парламентской системы и увеличивает роль регионов в законодательном процессе.

Эти реформы создают условия для более активного участия граждан в управлении страной, способствуют повышению прозрачности и ответственности власти, и укрепляют демократические ценности в Казахстане.

 

Конституционные реформы нового времени

В результате конституционной реформы 2022 года в Казахстане был создан Конституционный Суд, который заменил ранее существовавший Конституционный Совет. Это изменение стало важным этапом в развитии правовой системы страны, поскольку Конституционный Суд наделен более широкими полномочиями и играет ключевую роль в обеспечении соответствия законодательства Конституции.

Конституционный Суд является независимым органом, который осуществляет конституционный надзор и решает вопросы, касающиеся конституционности законов, указов президента, актов правительства и других нормативных правовых актов. Его решения обязательны для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами.

Создание Конституционного Суда направлено на усиление защиты конституционных прав граждан и укрепление демократических основ государства. Это также позволяет гражданам обращаться непосредственно в Конституционный Суд с жалобами на нарушение их конституционных прав, что значительно усиливает защиту прав и свобод.

 

Конституционные изменения 2022 года

Конституционные реформы 2022 года стали важной вехой в политическом развитии Казахстана. В рамках этих изменений были внесены поправки, которые значительно изменили структуру государственной власти и перераспределили полномочия между различными ветвями власти.

Одним из ключевых изменений стало уменьшение полномочий президента и усиление роли парламента и правительства. Эти реформы были направлены на повышение уровня демократизации и прозрачности государственной власти. В частности, были введены ограничения на количество сроков президентства — не более одного семилетнего срока, что является значительным отходом от предыдущей практики, когда президент мог избираться на два срока подряд.

Также реформа 2022 года включала в себя усиление роли местного самоуправления и повышение ответственности акимов, которые теперь избираются населением, а не назначаются президентом. Это шаги направлены на децентрализацию власти и укрепление демократических институтов на местах.

 

 

 

Ограничение полномочий Президента

Глава государства предложил изменения для создания справедливой системы управления, которые ограничивают полномочия Президент.  Например,  близким родственникам Президента теперь  нельзя занимать политические должности и управлять государственными предприятиями. Также Президент должен выйти из партий на время своей работы.

Президент теперь не может отменять решения акимов областей и крупных городов. Также он не может снимать акимов районов и сельских округов. Акимы областей и больших городов теперь избираются с согласия маслихата. Эти изменения были введены с целью сделать регионы более самостоятельными, что важно для децентрализации.

 

Выборы Президента и депутатов Мажилиса после референдума

Изменения, внесенные на референдум, охватили значительное количество статей Конституции и были направлены на создание более демократической системы. Реформа привела к переходу от суперпрезидентской модели к президентской республике с сильным парламентом.

Основные концепции конституционных реформ включили окончательный переход к президентской республике с акцентом на укрепление парламента и подотчетность правительства. Реформа охватила 33 статьи Конституции, семь конституционных законов и более 15 законов.

Президентские выборы, проведенные после изменений в ноябре 2022 года, впервые прошли с учетом новой схемы, предполагающей однократный семилетний срок.

Изменения также коснулись перераспределения президентских полномочий между различными государственными институтами, улучшение избирательной системы, переформатирование представительных органов и усиление правозащитных институтов.

Завершением реформ стали выборы депутатов Мажилиса и маслихатов в 2023 году.

 

 

Децентрализация и укрепление местного самоуправления

Конституционная реформа также включала меры по децентрализации власти и укреплению местного самоуправления. Это изменение было продиктовано необходимостью создания более эффективной системы управления на местах и увеличения влияния граждан на принятие решений.

Одним из ключевых новшеств стало введение выборности акимов (глав местных исполнительных органов) на уровне районов и городов. Ранее акимы назначались президентом, и их полномочия сильно зависели от центральной власти. Введение выборности должно было повысить ответственность местных руководителей перед населением и создать более прозрачную и подотчетную систему управления на местах.

Кроме того, реформа усилила роль маслихатов (местных представительных органов), предоставив им больше полномочий в вопросах бюджета и контроля за деятельностью местных органов власти. Это изменение направлено на развитие института местного самоуправления и создание более демократичной и эффективной системы управления на всех уровнях.