Реформа профобразования облегчит интеграцию студентов с рынком труда

Адильхан Гадельшиев, эксперт Института Евразийской интеграции

 

Президент Касым-Жомарт Токаев из года в год продолжает планомерно заниматься решением масштабных задач по повышению в стране качества образования. Акцентируя внимание на мерах, которые необходимо предпринять для обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности, Глава государства стремится обеспечить всеобъемлющую модернизацию образовательной инфраструктуры. В частности – за счет реконструкции 1 300 школ и ввода в эксплуатацию до конца 2025 года еще 217 учебных заведений.

 

Кроме того, поэтапно растет значимость профессионального образования, которое теперь становится гораздо более практически ориентированным. Четко следуя своему курсу, в Послании Президент детально остановился на ряде мер, которые необходимо для этого предпринять. Одним из таких шагов значится подготовка квалифицированных кадров в организациях технического и профессионального образования и предоставление возможности принятия в отраслевые госорганы выпускников колледжей, показавших высокие результаты.

 

Как показывает практика, сегодня из-за отсутствия общих навыков выпускники колледжей часто не могут найти работу. Трудности с трудоустройством также происходят в связи с быстро меняющейся средой рынка труда, что систематично усложняет их адаптацию. В результате многие либо попадают в категорию безработных, либо соглашаются на любую работу, которая не всегда соответствует специальности, причем многие готовы трудиться за более низкую заработную плату.

 

Новая реформа системы профессионального образования должна в долгосрочной перспективе улучшить положение выпускников, дав ряд преимуществ. Во-первых, студенты колледжей, стажируясь на реальных рабочих местах, смогут получить больше практического опыта. Уже с приобретенными на местах практическими знаниями и навыками им будет легче найти работу, которая соответствует их квалификации. Иначе говоря, им будет легче интегрироваться с рынком труда.

 

Во-вторых, в среднесрочной перспективе решится вопрос с готовностью выпускников к работе. Как правило, многие компании и эксперты жалуются на неготовность закончивших обучение работать эффективно, причем жалобы больше связывают с низкой компетентностью. Таким образом, обновленный подход должен повысить качество и востребованность выпускников, предоставляя нужные компетенции в соответствии с потребностями рынка труда. Объявленный 2025 год Годом рабочих профессий должен придать новый импульс как поддержке выпускников, так и повышению их социально-трудового статуса.